Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры

Городской проект "Школа Новых Технологий"






















Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube
Социальные сети

Система Orphus


Математика


Состав УМК по математике

Математика. 5 – 9 классы

В учебниках по математике и алгебре, выпускаемых издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», реализованы принципы развивающего обучения и выстроена преемственность между основным и средним образованием. Учебники успешно прошли апробацию в разных регионах России.

  • Гельфман Э.Г., Холодная О.В. Математика. 5 – 6 классы;
  • Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н. и др. Алгебра. 7 – 9 классы.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Подробнее

МАТЕМАТИКА.  ОСНОВНАЯ ШКОЛА. 5-9 КЛАССЫ

Авторы УМК по математике

Гельфман Эмануила Григорьевна Гельфман Эмануила Григорьевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики, теории и методики обучения математике Томского государственного педагогического университета, руководитель Межвузовского центра ТГПУ по проблемам интеллектуального развития личности (Томск).
Авторская мастерская
E-mail: idcenter@tspu.edu.ru | Форум: МПИ-проект | Видеолекции
Холодная Марина Александровна Холодная Марина Александровна
Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН (Москва). Научный консультант БИНОМа, эксперт по психолого-педагогическим вопросам.
Тема лектория: Психодидактические аспекты построения УМК | Авторская мастерская
E-mail: kholod@umail.ru, kholod@psychol.ras.ru | Форум: Лекторий | МПИ-проект | Видеолекции

Траектории обучения математике по УМК БИНОМ

В системе УМК БИНОМ реализованы две траектории развития курса математики в основной школе. Это траектория «Математической грамотности» и траектория, основанная на «Обогащающей модели» обучения математике. Обе траектории реализуют перспективные направления концепции математического образования в школе.

Так, траектория «Математической грамотности» призвана выполнять задачу модернизации математического образования исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности. Траектория «Математической грамотности» предоставляет каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе, помогает обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, нацелена на формирование у участников образовательных отношений установки «нет не способных к математике детей». Траектория обеспечивает предоставление учителям инструментов диагностики преодоления индивидуальных трудностей и возможности для реализации индивидуального подхода и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися.

Траектория «Обогащающая модель» нацелена на обеспечение каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность. Обеспечение индивидуальной траектории математического образования предоставит каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.

Это подтверждается словами авторов УМК МПИ-проекта:

«Наша задача – помочь ученикам получить качественное математическое образование, при этом учебные материалы ориентированы на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, учет их индивидуальных познавательных стилей, повышение интереса к изучению математики. Организация обучения в рамках УМК МПИ - проекта способствует формированию вариативного, самостоятельного, творческого мышления.

Мы надеемся, что, изучая математику, каждый ученик не только испытает радость познания, но и сможет реализовать одно из главных своих прав – право быть умным».

Достижение необходимого уровня подготовки поддерживается индивидуализацией обучения, использованием электронных учебных материалов – электронных форм учебников в составе электронных УМК.

Реализация траекторий обучения математике описана в методических пособиях (Примерные программы).

В пособиях представлены примерные результаты обучения по описанным траекториям, которые приведены в соответствие с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта.

Важным личностным результатом обучения является самостоятельный выбор учащимися участия в математических конкурсах и олимпиадах с 5 класса, что позволяет развивать мотивацию в изучении предмета, а также формировать высокую готовность учащихся к итоговой аттестации.

В составе УМК по математике имеются следующие программы:

Данные программы предназначены администрации образовательных учреждений для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования по математике в основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

А также имеются программы для организации внеурочной деятельности по математике:

Математика. Информатика. Программы для внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы

Математика. Информатика. Программы для внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы

Механизм творчества решения нестандартных задач.

Математические олимпиады: теория и практика. Основная школа.

Реализация траекторий обучения математике

  • Траектория «Обогащающая модель» с выходом на углубленный уровень изучения математики на старшей ступени обучения
  • Формирование мотивации к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по математике

УМК проекта МПИ по математике для 5-6 класса

УМК Алгебра для 7-9 классов (проекта МПИ)

  • Авторская мастерская Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной http://metodist.lbz.ru/authors/matematika/5/
  • Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации по курсу «Математика» в основной школе
  • Механизм творчества решения нестандартных задач.
  • Математические олимпиады: теория и практика. Основная школа.
  • Конкурс Кенгуру
  • Курсы по выбору

Единая навигация в учебной среде УМК БИНОМ

Все учебники УМК БИНОМ снабжены навигационным инструментарием, который активизирует деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляет элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

выполни проектное, исследовательское задание;

материал, необходимый для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ;

пройди по ссылке на Интернет-ресурс;

вопросы и задания к параграфу;

запомни определение или важное утверждение;

выполни практическую работу.

дополнительное разъяснение;

переход на учебную книгу или книгу для дополнительного чтения

задание в рабочей тетради

выполни задание на компьютере

Подготовка к ОГЭ по математике

Издательство БИНОМ «Лаборатория знаний» предлагает в дополнение к включенным в федеральный перечень учебников УМК БИНОМ серию учебно-методических пособий для подготовки к государственной итоговой аттестации по математике c электронными приложениями.

Учебно-методические пособия издательства БИНОМ отличаются от аналогичных изданий своей многофункциональностью в использовании

Авторами пособий являются разработчики и эксперты оригинальных экзаменационных заданий

Издания рассчитаны на несколько лет использования и включают необходимый материал для повторения с разбором заданий, тематические тренинги и отработку навыков выполнения итоговых экзаменационных тестов.

МАТЕМАТИКА. 5-6 КЛАСС.
ПРОЕКТ «Математика. Психология. Интеллект»

Авторская мастерская Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной http://metodist.lbz.ru/authors/matematika/5/

Портал электронных УМК http://binom.cm.ru/

Открытые уроки на основе ЭУМК проекта МПИ http://metodist.lbz.ru/content/video/ol-gelfman.php

Состав УМК

Концептуальные основы проекта
«Математика. Психология. Интеллект» для 5-6 классов

Научно-теоретической основой учебников и учебных материалов по курсу математики 5 – 6 классов являются авторские разработки в области психологии интеллекта и теории учебного текста, реализованные в рамках «обогащающей модели» обучения математике в основной школе (Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006).

Учебные материалы (тексты и задания) разрабатывались с учетом основных положений деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.

Деятельностный подход реализуется в рамках позиции, согласно которой учащиеся принимают активное участие в процессе освоения математических понятий и методов решения математических задач:

  • ученики включаются в деятельность, которая позволяет им проявить самостоятельность;
  • предусмотрены различные формы учебной деятельности: исполнительская, исследовательская, проектная;
  • развивается интерес к практическим приложениям математики и т.д.

Личностно ориентированный подход к организации учебного материала в рамках УМК реализован следующим образом:

  • учебная информация предъявляется в разных формах (словесно-логической, визуальной, предметно-практической);
  • активно используется личный опыт учеников;
  • учебные тексты имеют диалоговый характер;
  • учебные материалы учат школьников воспринимать неожиданную информацию, правильно реагировать на противоречия.

Компетентностный подход учитывался при разработке УМК в следующих основных аспектах:

  • используется тематический принцип организации учебного материала;
  • предполагается одновременное формирование как декларативных знаний (о том, что), так и процедурных знаний (о том, как);
  • последовательность изучения учебного материала способствует формированию рефлексивной позиции обучающихся;
  • формируются познавательные и регулятивные УУД (целеполагание, самоконтроль, прогнозирование, оценивания и др.

Учебные материалы способствуют актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся как основы продуктивной интеллектуальной деятельности. Все элементы УМК разрабатывались с учётом современных требований психодидактики к содержанию школьного математического образования.

Учебники

Назначение учебников – организация образовательной среды для изучения математики в 5-6 классах. Соответственно учебники выступают как:

  • тематический конспект (в учебнике в систематизированном, логически связанном и последовательном виде представлены основные содержательные и методические линии курса математики 5–6),
  • справочник (в учебнике представлены опорные определения, правила, задания),
  • средство мотивации познавательной деятельности (в тексте учебника создаются учебные проблемные ситуации, мотивирующие обучающихся на освоение новых понятий; изучение материала идет в режиме учебного диалога; ученики включаются в деятельность по самостоятельному «добыванию» новых для них знаний),
  • средство организации познавательной деятельности (в тексте учебника проставлены знаки навигации, отправляющие обучающихся к другим компонентам УМК, - учебным книгам, рабочим тетрадям, электронным ресурсам; включены средства самопроверки - разделы «Проверь себя» и вопросы для итоговой проверки знаний по темам).

Учебные тексты в учебниках сконструированы таким образом, чтобы обеспечить формирование у обучающихся познавательных и регулятивных универсальных учебных действий (умений сравнивать, обобщать, классифицировать, оценивать, прогнозировать, выбирать наиболее рациональный метод решения, осуществлять целеполагание, планирование и самоконтроль своей учебной деятельности т.д.).

Учебные книги для учащихся 5–6-х классов

Учебные книги ставят своей целью мотивировать учебную деятельность, способствовать более глубокому и качественному усвоению математических понятий и способов математической деятельности, формировать умение учиться на основе овладения универсальными учебными действиями, оказывать ученикам психологическую и педагогическую поддержку.

Благодаря учебным сюжетным текстам ученики знакомятся с образцами интеллектуального поведения, у них развивается способность к самопознанию и формируется умение нравственно-этического оценивания событий и действий. Каждая их 4-х учебных книг посвящена определенной теме курса математики 5–6.

Разделы «Практикум» в составе учебных книг содержат разноуровневые задания, которые направлены на усвоение теоретического материала, развитие мышления, применение математических знаний в различных ситуациях, дифференцацию и индивидуализацию процесса обучения математике.

Рабочие тетради

Каждая рабочая тетрадь состоит из трех разделов, в которых содержатся задания разной направленности.

В первом разделе «Тренируемся в действиях над числами» собраны задания, которые носят обучающий, тренировочный характер.

Задания второго раздела «Найдите связи и закономерности» углубляют знания учеников по теме, нацеливают на выявление закономерностей, обобщение, формулировку вывода, применение знаний при самостоятельном составлении своих заданий. В этих разделах содержится материал, который учит школьников приемам работы с учебными текстами.

В третьем разделе «Исследуйте, решайте, создавайте» предлагаются задания исследовательского, творческого и олимпиадного характера.

АЛГЕБРА. 7-9 КЛАССЫ. ПРОЕКТ МПИ
ПРОЕКТ «Математика. Психология. Интеллект»

Авторская мастерская Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной http://metodist.lbz.ru/authors/matematika/5/

Состав УМК

Концептуальные основы проекта
«Математика. Психология. Интеллект» для 7-9 классов

Учебно-методический комплект МПИ «Алгебра 7-9» продолжает содержательные, методические и психолого-педагогические линии курса математики, представленного в учебно-методическом комплекте МПИ "Математика 5-6"

Научно-методической основой учебников и учебных материалов по курсу алгебры 7–9 классов являются исследования в области психологии интеллекта и теории учебного текста, реализованные в рамках «обогащающей модели» обучения математике в основной школе. Учебники разработаны с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов

Деятельностный подход реализуется в УМК в рамках позиции, согласно которой учащиеся принимают активное участие в процессе обучения математическим понятиям, в поиске формул, формулировок теорем и следствий из них, методов решения математических задач:

  • при работе с учебником и учебными материалами обучающимся предоставляется возможность проявить самостоятельность на различных этапах изучения математики;
  • создаются условия для формирования у обучающихся эффективных способов учебно-познавательной деятельности.

Личностно-ориентированный подход в рамках УМК реализован следующим образом:

  • учебная информация предъявляется в разных формах;
  • активно используется личный опыт учеников как на этапе освоения теоретических разделов учебников, так и при решении прикладных задач;
  • учебники и учебные материалы содержат учебные задания, которые формируют у обучающихся готовность формулировать гипотезы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать результаты учебной деятельности;
  • средствами учебника и учебных материалов обеспечивается индивидуализация обучения.

Компетентностный подход в УМК учтен в следующих основных аспектах:

  • учебные материалы учат школьников принимать учебную проблемную ситуацию и принимать участие в постановке учебных проблем;
  • создаются условия для того, чтобы ученики могли применять усвоенные теоретические знания в разнообразных практических ситуациях.

Данный УМК создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), возрастными и психологическими особенностями подростков, обучающихся в основной школе, спецификой учебного предмета «Алгебра», научными математическими знаниями.

Учебники

Назначение учебников для 7–9 классов – организация образовательного пространства в процессе изучения математики.

В каждом учебнике систематизированы, в логически связанном и последовательном виде представлены основные содержательно-методические линии определенных тем курса. Учебный материал в учебниках организован по тематическому принципу.

Каждый учебный текст учебника включает комплекс заданий, который создает проблемные ситуации, мотивирующие познавательную деятельность учащихся. Разрешение проблемных ситуаций с помощью системы вопросов помогает обучающимся подойти к определенным элементам математических знаний. При этом используются различные формы умственного опыта учащихся. Каждый текст содержит учебный материал, который включает пояснения, указания, комментарии, нормативные знания, поддерживающие самостоятельную работу обучающихся и служащие основой для контроля, коррекции и оценки результатов их деятельности.

Такой подход к конструированию учебных текстов включает обучающихся в учебный диалог, позволяет развить умения формулировать гипотезы, проверять их и обосновывать, использовать различные методы познания, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Каждая глава учебника заканчивается заданиями, формирующими познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Одним из разделов учебников являются «Беседы». Их содержание обогащает умственный опыт учащихся знаниями об истории развития математических понятий, о методах решения различных задач, о новых понятиях математики, выступая в качестве основы проектной деятельности.

Практикумы (задачники)

Задания практикумов выполняют различные психолого-педагогические функции. Так, некоторые из них направлены на формирование математических понятий и учитывают психолого-педагогические закономерности формирования научных понятий.

С помощью этих заданий обучающиеся овладевают различными способами кодирования информации, устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи между понятиями.

С помощью заданий практикумов обучающиеся учатся сравнивать математические объекты, классифицировать их, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, обобщать и т.д. В целом практикумы создают условия для формирования системы универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется математическому моделированию: описанию реальных ситуаций с помощью математических выражений, уравнений, неравенств и их систем, графиков функций, таблиц, диаграмм.

Многие задания практикумов создают условия для развития творческих способностей учащихся, привлекают их к проектной деятельности, реализуют текстопорождающую деятельность. Задания носят разноуровневый характер, что создает условия для индивидуализации учебной деятельности и умений осуществлять выбор.


С открытыми уроками, проведенными с использованием ЭУМК БИНОМ, можно ознакомиться в выпуске №4 (апрель 2013) нашей интернет газеты http://gazeta.lbz.ru/2013/4/4nomer.pdf и на сайте методической службы http://metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/vl.php